Можно лишиться и машины, и денег: новая ловушка официальных дилеров :: Autonews

Суд отобрал у водителя купленный у официального дилера хэтчбек Ford Fiesta. Автосалон заложил несколько машин для получения кредита, но сразу их продал. В момент банкротства обман вскрылся, крайними оказались покупатели

Автовладелец из Подмосковья остался без купленного хетчбэка Ford Fiesta. Выбрав для покупки официальный дилерский центр, он не ожидал, что за долги и обман дилера отвечать в итоге придется клиентам. Николай Иванов (имя изменено) присмотрел модель Fiesta в июне 2017 года дилерском центре «Техцентр Автомир-Сервис» в Ульяновске. Новый автомобиль предлагался по рыночной стоимости и полностью устроил покупателя. Владелец пользовался машиной без каких-либо проблем до конца 2018 года – вплоть до получения судебной претензии одного из крупных банков, который требовал передать автомобиль в его распоряжение.

Как продали новый автомобиль в залоге

Оказалось, что еще в апреле 2017 года дилерский центр обратился в банк для получения кредита в размере 70 млн рублей. В качестве залога автосалон предложил девять новых машин со склада: кроссоверы Ford Ecosport и Ford Kuga, а также семь хэтчбеков Ford Fiesta. Согласно заключенному договору между банком и автосалоном, при неисполнении обязательств по кредиту банк получал право получить удовлетворение за счет залогового имущества в первоочередном порядке перед другими кредиторами. По этой причине дилер не имел права распоряжаться залоговым имуществом без согласия кредитной организации.

Однако буквально через пару месяцев продал один автомобиль Иванову. А позже, по словам его адвоката, старшего управляющего партнера юридической компании PG Partners Петра Гусятникова, и все остальные. Машины покупали без использования кредитных средств, поэтому дополнительной банковской проверки документы не проходили.

Вскоре у компании начались финансовые проблемы, и она не смогла выплачивать свои долги по кредитам. В итоге банк обратился в суд, который признал дилера банкротом и назначил конкурсного управляющего. На тот момент компания оказалась должна уже почти 115 млн рублей. Чтобы получить свои деньги, банк потребовал выдать ему залоговое имущество, включая новые автомобили. Тогда-то и вскрылся факт незаконной сделки – оказалось, что машины уже давно проданы. Владельцев удалось легко идентифицировать, пробив VIN-номер автомобилей по базе ГИБДД. И к каждому из них, включая Иванова, банк предъявил требование вернуть принадлежащее ему на законных правах имущество.

Автовладелец посчитал, что он добросовестный приобретатель, поскольку купил новую машину в официальном автосалоне и с претензиями не согласился. Тогда решение вопроса перешло в Раменский городской суд Мособласти. Рассмотрение всего дела растянулось до 2020 года: водитель доказывал, что покупатели при обращении в дилерские центры автомобильных марок мирового уровня не могут заранее подозревать компанию в обмане.

«Автомобиль покупался по полной стоимости, он ничем не отличался от других, не было каких-то подозрительных скидок, благодаря которым машину можно было купить дешевле. Ситуация с покупкой абсолютно классическая, а подвох оказался в том, что машина в залоге. Мало кому придет в голову в такой ситуации заняться проверкой «чистоты» такого приобретения. Это ведь новый товар, который принадлежит дилеру», — отметил Гусятников в беседе с Autonews.ru.

Почему суд признал покупателя недобросовестным

Исследуя материалы дела, суд признал, что дилер недобросовестно заверил покупателя в отсутствии каких-либо обременений в отношении спорного автомобиля, зная о том, что это имущество находится в залоге. Одновременно с этим суд указал, что машина значилась в реестре уведомлений о залоге движимого имущества. Эти данные находились в открытом доступе – их можно было также получить в Федеральной нотариальной палате.

«При должной степени заботливости и осмотрительности добросовестное поведение Иванова предполагало принятие им всех разумных мер для проверки наличия находящихся в открытом доступе сведений о залоге имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, — говорится в решении суда (есть в распоряжении Autonews.ru). — На момент совершения сделки по приобретению автомобиля Иванов не предпринял мер по получению общедоступной информации о наличии обременений на автомобиль в виде запрета на совершение сделок, залога, в связи с чем, ссылки ответчика на добросовестность действий при приобретении автомобиля не нашли своего подтверждения».

Как указал суд, наличие у продавца подлинного ПТС, который не содержал сведений о залоге или иного обременения, а также отсутствие ограничений в органах ГИБДД при регистрации права собственности нельзя считать основанием для признания Иванова добросовестным приобретателем, «поскольку для учета залога недвижимого имущества предусмотрен специальный порядок путем его регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества».

При таких обстоятельствах в марте 2020 года суд признал покупку автомобиля недобросовестной и поддержал передачу Fiesta в распоряжение банка. Также Иванову придется заплатить банку еще 6 тыс. рублей, чтобы покрыть некоторые судебные издержки.

Как дилер стал банкротом

Согласно открытой информации, «Техцентр Автомир-Сервис» выходит в структуру ульяновской компании «АМС Груп». До недавнего времени компания была официальным дилером Volvo, Land Rover, Honda, BMW, Mazda, Ford и Renault. В эту структуру также входит и ульяновский автозавод BAW. Бизнес стал разваливаться, из официальных марок к 2016-2017 гг. оставались лишь Renault и Ford. Оказалось, что кредит на 70 млн рублей – не единственный. Как сообщали ульяновские СМИ, организация получила еще один крупный кредит, а в залог также передала автобусы BAW, автомобили Ford и Renault, шины, аккумуляторы, двигатели и прочие автозапчасти. Товары, оцененные в более чем 286 млн рублей, должны были обеспечить исполнение обязательств по кредиту со стороны заемщика.

Другие оставшиеся без автомобилей также обратились в суды, но безрезультатно. В возбуждении уголовного дела по факту мошенничества им отказали.

«Я купила автомобиль Ford Fiesta за 736 000 рублей, — рассказывала «Ульяновской правде» Марина Албутова — В автосалоне нам выдали сервисную книжку, подлинник ПТС, но ни в этих документах, ни в договоре купли-продажи не было упоминания о том, что машина в залоге».

Источник: autonews.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.