Россияне стали чаще покупать машины в кредит: ставки, условия, нюансы :: Autonews

Количество автомобильных кредитов вышло на докарантинный уровень и продолжает расти, но есть проблемы

Продажи новых автомобилей в России растут преимущественно благодаря отложенному спросу, однако еще одним стимулятором рынка продаж является автокредитование. Программы кредитов на покупку автомобиля есть в каждом банке, многие из которых перекочевали в автосалоны и предлагают свои услуги прямо в момент выбора машины.

После карантина интерес к автокредитам вырос и, согласно отчету Объединенной кредитной организации, выдача кредитов на машины в июле уже полностью восстановилась до докризисного уровня. Одновременно отрасль наблюдает сложности во взаимодействии клиента с банком — это выливается в участившееся число отказов по заявкам. Мы пообщались с представителями рынка и узнали, почему банки осторожничают, какие кредиты наиболее популярны и как обстоит дело с кредитом на подержанный автомобиль.

Автокредиты выходят из пике

Выдачи автокредитов в июле выросли на 2% по количеству и на 3% по объему по сравнению с показателями июля 2019 года. В июле 2020 года банки выдали 70 тысяч автокредитов — это на 18% больше, чем месяцем ранее. Объем предоставленных для займа средств составил 58,4 млрд рублей. По итогам же семи месяцев года выдачи автокредитов сократились по количеству и объему по сравнению с прошлым годом. И виной всему карантин.

Как заявил в беседе с нашим корреспондентом генеральный директор Объединенного Кредитного Бюро Артур Александрович, несмотря на хорошие цифры роста, говорить о том, что автокредиты полностью восстановились после резкого — вплоть до пятикратного — падения в карантинные месяцы, пока преждевременно.

«Дело в том, что, на наш взгляд, июльские показатели во многом были обеспечены отложенным спросом в Москве, автосалоны заработали в июне, но запасов автомобилей на складах не хватило для удовлетворения спроса. В итоге в июле люди продолжали покупать», — пояснил гендиректор ОКБ.

Тенденция снижения наблюдается по процентной годовой ставке автокредита. По данным компании, в июне и июле 2020 года средняя ставка держалась на уровне 14,2% годовых. Таким образом, стоимость автокредита снизилась по сравнению с периодом карантина и июлем 2019 года, когда она была на уровне 14,8% годовых, и достигла уровня конца 2018 года. А вот средний размер автокредита начал постепенно расти, на сегодня это 840 тысяч рублей займа.

По мнению директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексея Волкова, на рост выдачи автокредитов влияет и ожидание покупателями повышения цен на автомобили. Банки по-прежнему консервативны при кредитовании граждан, поэтому автокредиты выдаются только тем, чей уровень долговой нагрузки и значение персонального кредитного рейтинга (ПКР) находятся на приемлемом уровне. В июле средний ПКР заемщика по автокредитам составил 676 баллов.

«В карантинный период уровень отказов вырос сразу на 70%. В июне-июле ситуация выровнялась и, фактически, вернулась к уровню начала года. Соответственно, если в начале года банки одобряли автокредиты приблизительно 4 заявителям из 10, то в карантин эта доля упала до 3 человек из 10. Сейчас же она вернулась к почти 4 из 10», — посетовал Волков.

Льготные программы

Ровно половина автокредитов приходится сегодня на льготные программы. Об этом рассказал директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков. Отложенный спрос и покупательский ажиотаж привели к увеличению числа выданных автокредитов в июне и июле и, соответственно, к росту участников льготных госпрограмм.

По программам льготного автокредитования можно купить только новую машину, собранную в России и цена которой не превышает 1,5 млн рублей. Условия программы изменили с 1 июня, чтобы поднять интерес граждан к льготным кредитам. Согласно условиям программы «Первый автомобиль», у покупателя должен отсутствовать в собственности автомобиль когда-либо ранее и должны быть права. Программа «Семейный автомобиль» подразумевает автокредит семьям хотя бы с одним несовершеннолетним ребенком. Приобрести машину на льготных условиях также могут работники медучреждений и те, кто сдает машину по программе trade-in, если возраст сдаваемого автомобиля более шести лет и он находился в собственности дольше года.

Сумма государственной субсидии составляет 10% от цены автомобиля, то есть за машину стоимостью 1,5 млн рублей государство заплатит 150 тысяч. Исключение — Дальний Восток и покупка электрокара. Тогда из бюджета по льготному кредиту выделяется четверть от стоимости машины.

«В тех сегментах, где льготный автокредит доступен, их доля в реальных выдачах кредитов составляет порядка 50%. Уровень одобрения по кредитам в последние месяцы снизился, но даже по отдельным банкам остается выше 50%. В целом ситуация вполне рабочая. Спрос на кредиты на автомобили с пробегом тоже растет, предложение улучшается, динамика позитивная. Поэтому мы планируем запустить тестирование нового сервиса для кредитования автомобилей с пробегом», — пояснил Дмитрий Мольков.

Кредит на пробег

Покупательская способность населения в целом снизилась из-за карантина и последующей за самоизоляцией безработицы. Многие из тех, кто раньше рассчитывал приобрести в кредит новую машину, теперь рассматривают покупку автомобиля с пробегом. На такие покупки банки дают кредит менее охотно.

«Мы, как компания, занимающаяся автомобилями с пробегом в кредит, роста не заметили. Скорее всего, это связанно с боязнью людей второй волны корона-кризиса. Доля отказов возросла на 40% относительно докризисного времени. Банки сейчас опасаются выдавать кредиты на автомобили с пробегом. Интересные программы есть на рынке, но их мало, и они очень ограничены по условиям. По нашим подсчетам, банки одобряют 3 из 10 запросов на кредит. В первую очередь эта ситуация сказалась на клиентах, которые обращаются к нам без первоначального взноса. Консервативные банки выбрали стратегию снижения рисков. Даже зарплатных клиентов одобряют хуже, чем раньше. Некоторые вообще закрывают кредитные программы, связанные с автомобилями с пробегом», — объяснил операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama Михаил Ерцев.

В случае с подержанной машиной вместо автомобильного кредита некоторые покупатели предпочитают брать потребительский заем. Но такая схема может оказаться менее выгодной по итогу.

«Если говорить о выгоде, то главное отличие автокредита от потребительского в более низкой процентной ставке. Банк уменьшает риски и предлагает более выгодные условия за счет того, что автокредит является целевым и залоговым в отличии от потребительского. Часть стоимости ТС можно оплатить собственными денежными средствами, что также положительно влияет на условия кредитования. Соответственно для приобретения автомобиля выгоднее брать именно автокредит», — рассказал собеседник.

Источник: autonews.ru